Речевое развитие


Содержание психолого-педагогической работы
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Развивающая речевая среда
1.Формировать умение составлять рассказы о том, что хотел бы увидеть своими глазами, о чем хотел бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотел бы научиться играть, какие мультфильмы готов смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитает слушать.
2. Совершенствовать умение отстаивать свою точку зрения, высказать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
3. Совершенствовать умение владеть формами речевого этикета.
4.Совершенствовать умение участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на них, поддерживать и завершать разговор).
                             Формирование словаря
1. Формировать умение проявлять интерес к выяснению смысла слов.
2. Совершенствовать умение  использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
3. Формировать умение использовать в речи выразительные средства языка.
Звуковая культура речи
1.Закреплять правильное произношение всех звуков родного языка.
2. Совершенствовать умение  внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
3.Развивать умение называть слова с определенным звуком, находить  слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
4. Совершенствовать умение выполнять движения мимической мускулатуры точно  и в полном объеме .
5. Совершенствовать умение выполнять артикуляционная гимнастику выполняются в полном объеме и точно, быстро переключаться с одного движения на другое в норме, гасить синкинезии и тремор,  совершенствовать самоконтроль сглатывания слюны
Грамматический строй речи
1.Повышать уровень развития грамматического строя речи в соответствии возрастной норме (совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени).
2 Совершенствовать умение .правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь
1. Совершенствовать умение поддержать беседу, доброжелателно и корректно общаться  с собеседниками,  высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
2.Совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, развивать умение драматизировать их.
3. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
4. Совершенствовать умение составлять рассказы из личного опыта.
Подготовка к обучению грамоте
1.Формировать представление о предложении (без грамматического определения).
2.Формировать умение составлять предложение, расчленять простое предложение (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
3. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части.
4. Формировать умение составить слова из слогов (устно).
5. Формировать умение выделить последовательность звуков в простых словах.
Приобщение к художественной литературе
1.Формировать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
2.Совершенствовать умение читать стихи (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

3. Формировать умение понимать основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.


Старшая группа  (от 5 до 6 лет)

Развитие речи
Развивающая речевая среда.
1.Продолжать развивать речь как средство общения.
2.Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
3.Привлекать детей к рассматриванию изделий народных промыслов,
4.Привлекать детей к собиранию мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
5.Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
6.Формировать умение использовать формы выражения вежливости(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент) - повседневной жизни, в играх, ипользуя  подсказки взрослых.
7.Продолжать учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи, убеждая, доказывая и  объясняя.
Формирование словаря.
1.Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения;
2. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
3. Обогащать речь детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
4.Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник),
5.Упражнять в подборе существительных с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
6.Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
1.Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
2.Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные  по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
3.Продолжать развивать фонематический слух.
4.Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
5.Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
1.Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
2.Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
3.Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
4.Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
5.Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
6.Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
7.Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь.
1. Развивать умение поддерживать беседу.
2.Совершенствовать диалогическую форму речи.
3.Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
4.Развивать монологическую форму речи.
5.Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
6.Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
7.Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
8.Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Приобщение к художественной литературе
1.Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
2.Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.
3.Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
4.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
5.Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
6.Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
7.Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
8.Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
9.Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
10.Продолжать знакомить с книгами.
11.Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.
12. Формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

13. Формировать умение проявлять и высказывать симпатии и предпочтения детей.


Речевое развитие
Развитие речи
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Развивающая речевая среда.
1.Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
2.Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
3.Способствовать развитию любознательности.
4.Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться
Картинки по запросу речевая среда в детском саду
Формирование словаря.
1.Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
2.Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
3.Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
4.Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
5.Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
6.Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.
7. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
8.Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Картинки по запросу формирование словаря в средней группе
Звуковая культура речи.
1.Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
2.Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
3. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
4.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Картинки по запросу звуковая культура картинки для дошкольников




Грамматический строй речи.
1.Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
2.Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат);
3.Формировать умение правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
4.Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
5.Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
5.Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Картинки по запросу грамматический строй речи в средней группе
Связная речь.
1.Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
2.Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину;
3.Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
4.Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. 

Картинки по запросу Связная речь картинки для дошкольников средней группы
Приобщение к художественной литературе
1.Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать  небольшие и простые по содержанию считалки.
2.Формировать умение правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
3.Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного взаимоотношения к произведению.
4.Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
5.Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
6.Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
7.Познакомить  с книжками, оформленными художниками Ю.Васнецовым,  Е.Рачевым, Е. Чарушиным.

Картинки по запросу приобщение к художественной литературе в средней группе













Комментариев нет:

Отправить комментарий